Разница в режимах: чрезвычайное положение (ЧП), чрезвычайная ситуация (ЧС), режим повышенной готовности, карантин и самоизоляция.

Режим чрезвычайного положения (ЧП) согласно ст.1 ФКЗ от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении» означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Вводится режим ЧП в двух случаях, предусмотренных ст.3 ФКЗ «О чрезвычайном положении»:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При наличии приведённых обстоятельств режим ЧП вводится на территории РФ или в ее отдельных местностях указом Президента Российской Федерации. Введение режима ЧП согласно ст.56 Конституции РФ предполагает возможность устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Данный режим характеризуется введением наиболее строгих, радикальных мер и ограничений.
Так, например, при режиме ЧП устанавливается:
— мобилизация трудоспособного населения;
— особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
— полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
— ограничение на свободу передвижения;
— комендантский час, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
И др. меры и ограничения.
Сложившаяся в настоящий момент эпидемиологическая ситуация подпадает под пункт «б» ст.3 ФКЗ «О чрезвычайном положении», однако указа Президента о введении на всей территории РФ или на отдельной ее части не было. То есть, на сегодняшний день ни в одном из населенных пунктов РФ режим ЧП не введен.
Режим ЧС регулируется ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно ст.1 данного Федерального закона Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Данный режим согласно п. «а..1)» ст.10 и п. «м» ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводится на территории РФ Правительством РФ, на территории субъекта – органами государственной власти субъекта или Правительством РФ.
В настоящее время режим ЧС не был введен ни в одном из населенных пунктов РФ.
Во всех субъектах РФ введен режим повышенной готовности. Данный режим также регулируется ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Под режимом повышенной готовности понимается особый режим, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайно ситуации. Данный режим, как и режим ЧС вводится органами власти субъектов РФ или Правительством РФ.
Меры, предусмотренные при введении режима повышенной готовности схожи с мерами, применение которых возможно и при введении режима ЧС.
Так, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. №417 утверждены Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Также, согласно внесенным изменениям в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в соответствии с п. «ф» ст.11 данного закона органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Отличие режима ЧС от режима повышенной готовности заключаются в первую очередь в обязанности Российской Федерации возмещать причиненный ущерб.
При объявлении режима ЧС у государства возникает обязанность по возмещению ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией (ст.11.1, ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
При режиме повышенной готовности законом не предусмотрена обязанность государства по возмещению ущерба.
Также, предполагается, что при ЧС вводятся более радикальные меры, чем при режиме повышенной готовности, однако ввиду последних изменений в законодательстве, меры, вводимые при режиме повышенной готовности, как уже отмечалось ранее, практически аналогичны мерам, применение которых возможно при объявлении режима ЧС.
Рассматривая карантин и самоизоляцию стоит отметить, что это меры, применение которых возможно, как при ЧС, так и при режиме повышенной готовности.
Карантин по смыслу ст.31 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» означает изоляцию по решению должностного лица (врача) человека, инфицированного или подозреваемого в возможном заражении. В соответствии с положениями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» режим изоляции в виде карантина обязаны соблюдать:
— лица, прибывшие на территорию РФ;
— лица с подозрением на заражение коронавирусной инфекции или с уже подтвержденным диагнозом;
— лица, контактирующие с зараженным коронавирусной инфекцией.
За нарушение карантина предусмотрена уголовная (ст.236 УК РФ) и административная ответственность (ст.6.3 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 236 УК РФ:
1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается штрафом в размере от одного миллиона рублей до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ:
1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Самоизоляция отличается от карантина тем, что эта мера изоляции применяется к лицам, не являющимся зараженными коронавирусной инфекцией и предположительно не имевшим контактов с зараженными. Также, данный режим предполагает возможность выхода на улицу.
Рассмотрим режим самоизоляции на примере Санкт-Петербурга.
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121» от 30.03.2020г. на территории Санкт-Петербурга введен обязательный режим самоизоляции для лиц старше 65 лет и рекомендательный режим самоизоляции для всех остальных.
Согласно п.3 названного Постановления Правительства СПб лицам, за исключением лиц старше 65 лет, рекомендовано не покидать места проживания (пребывания) за исключением случаев обращения за экстренной медпомощью, следования к месту работы (которая не приостановлена), выгула домашних животных на расстоянии не далее 100 метров от места жительства (пребывания), выноса отходов.
Таким образом, в Санкт-Петербург установлен рекомендательный режим самоизоляции.
Ответственность за нарушение самоизоляции предусмотрена КоАП РФ статьями 20.6.1 Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения и 6.3 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также, ответственность может устанавливаться актами субъектов РФ.
Так, например, Законом Санкт-Петербурга от 08.04.2020г. внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Данный нормативный правовой акт установил ответственность как за нарушение режима повышенной готовности, так и за нарушение режима самоизоляции.
Так, п.1 ст.8.6.1 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» установлена ответственность должностных и юридических лиц за нарушение требований о приостановки деятельности объектов розничной торговли, общественного питания и иных объектов, предполагающих очное присутствие граждан.
Для должностных лиц установлен штраф в размере от тридцати до сорока тысяч рублей, для юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Ответственность для граждан за нарушение режима самоизоляции предусмотрена п.2 ст.8.6.1 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Граждане в соответствии с данной статьей привлекаются к административной ответственности за «необеспечение режима самоизоляции». Размер штрафа составит четыре тысячи рублей, если нарушитель использовал транспортное средство, сумма увеличится до пяти тысяч рублей.
Однако как уже было указано ранее, в Санкт-Петербурге режим самоизоляции обязаны предусматривать только граждане старше 65 лет. На данный момент остается непонятным какие лица будут привлекаться по данной статье к административной ответственность и что означает «необеспечение режима самоизоляции».
Подводя итог, стоит отметить, что на сегодняшний день несмотря на то, что во всех субъектах органами государственной власти субъектов РФ введены режимы повышенной готовности, единого режима, объявленного для всех территорий РФ — нет, как и нет единообразных мер и правил, применяемых всеми субъектами РФ для восстановления эпидемиологического благополучия. Таким образом, для исключения возможности быть привлеченным к какой-либо ответственности за нарушение установленного в субъекте режима необходимо ознакомиться с мерами и правилами, установленными в Вашем регионе.
Если у Вас остались вопросы или возникли проблемы, рекомендуемы позвонить по телефону +7-921-932-67-47, адвокаты Адвокатского бюро «Центр экономической безопасности» Ленинградской области готовы оказать квалифицированную юридическую помощь.